Timex Dynabeat M253. Размышления о забытой технологии.

Недавно появились у меня в коллекции вот такие часы. Конечно, прежде чем им появится, они прошли все этапы максимально возможного восстановления. Я им сделал репассаж механизма, чистку циферблата и корпуса, полировку стекла и замену заводной головки. Был подобран подходящий ремешок. На заглавном снимке - всё равно, не такое яркое восприятие внешнего вида как в живую. Смотрятся они намного интересней, просто эти часы - крайне нефотогеничные. Ладно, всё это лирика, перейдем в теме заметки.

Timex Dynabeat 76260-25375, 1975 года выпуска, на 253 механизме (Model 253 Movement, он же M253). Баланс - 28800 BPH. Самый «хайбитный» и один из самых последних механизмов, ставящихся когда либо на электро-механические часы Timex. Ниже сделал скрин из сервис мануала по этому меху, для того, что бы показать количество деталей в нём. Итого по списку: 29 наименований. Если «отбросить» все болтики, циферблат, стрелки и заводную головку, то что есть во всех часах, хорошо, если этих деталей, нужных для работы самого механизма, наберётся штук двадцать. Сами же детали - и платина, и колёса - просто штамповка, это видно на фотке выше, где механизм находится в держателе. Камней всего три: два опорных, сделанных в виде чаши (причем по одному на каждую цапфу оси баланса, а не 4 как в обычных схемах), и один импульсный камень на самом балансе. Никакой, от слова совсем, электроники. Импульс от батарейки через гибкий контакт-усик подаётся сразу на обмотку катушки. Причем, у первых механизмов этого типа, только более «тихоходных», расход энергии батареи был выше. Количество витков у катушки было меньше, т.к. нужно было получить более сильный импульс, следовательно - ток выше. Тут же, при такой скорости, баланс нужно только слегка сдвинуть в первичном импульсе, дальше, его надо только «легонько» подталкивать при каждом колебании, инерция и спираль доделают остальное, и количество витков в катушке стало больше, сопротивление больше, следовательно ток, текущий в цепи питания - меньше, значит батареи хватит на дольше, а точность хода при таких «оборотах» - выше. 

Вот к чему я это всё подводил. После репассажа, часы проработали у меня уже больше недели, с показателем точности хода ± 5 сек/день. Часы, которым 50 лет, сделанные практически из металла для консервных банок, без электроники и всяких там кварцев, обслужить которые может даже самый криворукий мастер, и работающих, заметьте, с точностью 5 сек в сутки! Такие показатели для механических часов - это стоимость оных от штуки «енотов». В кварцевых современных часах, мы не говорим о малонадёжной электронике, а только о механической части, так там колёса до того мелкие, что любая пылинка запросто остановит механизм. Вот основной мой тезис по электромеханике - почему перестали делать? Надежные. Не надо заводить. Экономичные, батарейки хватает надолго. Грязь не сильно критична. Минимум деталей. Простота обслуживания. Высокая точность хода. При современных технологиях можно добиться более качественного изготовления деталей, более устойчивых показателей точности, хотя показатели точности, даже и у пятидесятилетних часов отличные, но нет, ветка ушла в тупик. А меж тем, эти старые часы «тикают» (я про звук), секундная стрелка идет плавно как в механических часах - а это эстетично и красиво! Верно? Однако, выпускать качественные и недорогие в изготовлении, очень точные часовые механизмы, почему-то стало не выгодно. В итоге, что мы имеем на сегодняшний день? Либо точную механику, но за большие деньги, либо дешевый, но бездушный и тихий кварц. Вот такие пироги...  

Posted on