По случаю купил такой вот старенький будильник. Наверное, это первая локальная покупка в моём городе, потому как все остальные «экспонаты» прилетают в мою коллекцию за много «тыщ» километров отсюда. Вернее получилось даже как, ехал то я за другой моделью часов, а будильник хотел купить так, ради прикола, но та вещь оказалась фейком, а вот будильник понравился. Тем более он на 11 камнях, и как мне показалось, с ним можно кое-что «замутить». Это покажет время, а пока я полез в механизм, посмотреть как там обстоят дела.
Начнем с внешнего вида. За долгое время, он, конечно, мягко скажем - пострадал. С этим, в последствии, нужно будет что-то делать. Получится или нет - это уже другая история, ради которой всё это и затевается. Заранее говорить не буду, хотя в приметы не верю) Вытащил механизм из корпуса. Сохранность - более-менее хорошая. Стрелки целые, циферблат - пожелтевший местами.
Зажал мех в подставку, благо она имеет огромный диапазон расстояния, даже будильник влез. Что могу сказать. Визуально, все выполнено относительно прекрасно и грамотно. По сравнению с картинками других марок - просто идеально. Но! Про это «но» расскажу потом. Снял баланс, анкерную вилку и мост ангренажа. Все как у нормальных часов. Только оси колес длинные, по сравнению даже с теми же механизмами карманных часов. Думал это вызовет проблему с дальнейшей сборкой, так как мост ангренажа накрывает сразу пять колес.
Разобрал заводной барабан часов и барабан сигнального механизма будильника. Последний выполнен из пластмассы. Но думаю, это обосновано. Пружина мягкая, и самое главное, крепление пружины сигнального механизма - фрикционное, такое ставят в часы с автоматическим заводом. Соответственно, перетянуть её невозможно. Про грязь говорить не буду, там ее везде много, т.к. это не герметично закрытый корпус, да и лет с последнего обслуживания прошло немало.
Снял «морду» с колесом срабатывания будильника. Очень интересная и грамотная конструкция, в последствии при сборке смотрел как все это правильно срабатывает. Красота, молодцы инженеры. Сами придумали такое, или подсмотрели - это уже не нам судить. Все колеса ангренажа пришлось не только мыть, но и до этого чистить все цапфы и трибы. Где путцхольцем, где бузиной. Все камни и посадочные места цапф - так же были предварительно вычищены.
Все детали мыл в бензине, с УЗВ не заморачивался. Начал собирать. Сборка и смазка прошла в штатном режиме, мост ангренажа лег нормально, все 5 колес, вместе с анкерным колесом, были поставлены на свои места за минуту. Проблем не было. Но с мостами анкерной вилки и колеса баланса - вот тут были трудности! Хотя втулки, установленные на платине, имеют посадочные «островки» под мосты, но массовое производство и штамповка, внесли свои коррективы. Совместить их было крайне трудно, и учитывая, что цапфы и у вилки и у баланса крайне хрупкие - давить на мосты нельзя. Вообщем пришлось помучаться. В итоге, мех завелся. Есть несколько нареканий к работе. Разница хода в горизонтальном и вертикальном положении. Для будильника не критично, потому как его эксплуатация происходит строго в одном положении. Поэтому этим можно пренебречь. Второе, небольшой «плавун» точности одномоментного хода. Показания точности: от -14сек до +20сек в сутки, в период 10 минут проверки. Думаю это от немного уставшей пружины завода. Можно тоже игнорировать такое расхождение, потому как средний показатель за сутки будет сведен к минимуму. Возможно с будильниками так и есть, а я от него хочу добиться точности, как минимум карманных часов.
Дальше, придется что-то придумать вот с этой кучкой деталей «подбитых» временем. Стекло понятно - полировать. Алюминиевый обод чистить и убирать царапки и вмятины. Корпус - чистить и красить. Кнопку, как то обработать сверху, дабы визуально убрать место соединения штифта с металлом. Циферблат.. нужно будет что то придумывать. Одним словом: вот и еще один долгий проект появился у меня в ящиках «Проекты». Надеюсь, он будет доведен до завершения.
Сейчас же, вот такой «скелет» будильника тикает у меня на столе, всё еще с грязными ключами и подставкой, до которых дойдет очередь в свое время. Пару раз в день делаю ему «кардиограмму», слежу за ходом. Пока все в пределах нормы для таких устройств.